МОРЕ ХРОНИДСКОЕ три названия у одной воды

хронидское море

МОРЕ ХРОНИДСКОЕ

(три названия у одной воды)

1.             

Какие давала Русь имена морям!.. Кажется иногда – поглубже, чем они сами! Хронидское да Хвалынское, например, чего стоят. Первое из этих морей обнимает северные пределы русские. Второе же само обнимаемо границами Руси южными.

Не потому ль так прозваны сии воды, что Юг, будучи благоухающим цветком, – хвалится? А Север, наиглубочайший заветный корень, держащий собой Память, – хранит и ждет?

Шутка. Но в каждой шутке…

2.             

Хвалынское море-озеро напоминает и вправду контур бутона, что начинает распускаться робко цветком на стебле матушки-Волги. По берегам его простиралось некогда Хорезм-царство, которое похвалялось: аз есмь входные врата великого пути водного, ведущего во святую землю борейскую!

Так и было. И путь сей – Волга, звавшаяся в эпоху ту Ра-река. Заметим, – не просто Ра (Солнце), а именно Ра-река (солнечный поток, Луч). И вот, во священных землях борейских встречался Луч с рекой-Оком – с Окой-рекой, которая не поменяла названия своего даже до сего времени.

Лесная глушь междуречия Ра и Ока есть колдовская земля волхвов, оплот ведающих. Поэтому и старообрядцы, древлее храня благочестие, там сокрылись. Обосновались в уединенных чистых скитах – Бояркином и других – чураясь никонианского скудоумия…

Название же «Хорезм» производят от иранского «хур». «Солнце», то есть. По поводу Солнца трудно не согласиться, но спросим Грибоедову вослед, искушенному дипломату: «зачем же ездить так далеко»? (Поволжский скиф Заратустра, впрочем, именно через Хорезм и ездил как раз в Иран, где прославился.) Невнято разве в названии Хорезма скифское горделивое звучит: «Хор есмь»? Хвалилось древнее царство языком наших пращуров: «я – само Солнце»!

3.             

Мы получили полноценный триглав, не так ли?

  • · Солнце,

  • · солнечный Луч

  • · и Око.


Триглав, ибо ни один из троицы сей не является в совершенстве собою, не имея при себе других двух.

Наши современники скажут: Хорезму бы тогда лучше быть по верховьям, Оке – в низовьях. Поскольку Луч ведь от Солнца ко Глазу следует, а не наоборот.

Но предки танцевали «от печки»: Сознание постигает Солнце как таковое лишь потому, что Глаз к нему добирается по Лучу. (И в этом их бы горячо поддержал монах, мученик и великий философ прошлого века Алексей Лосев, священника Павла Флоренского ученик.)

Эллины же, научаемые от скифов, «слышали звон», да пересказали так: Сознание потому постигает Солнце, что лишь в присутствии такого светила глаз может испускать из себя «незримые наитончайшие щупальца», которые осязают предметы – как ближние, так и самые дальние…

Но речь сейчас не об этом. А вот о чем: еще глубже, нежели наименование Воды Южной, – прозвание Моря Северного.

4.             

Кронидское море. Так эллины называли Скифский океан, который теперь известен как Ледовитый. Зачем они его так прозвали? Ответ, как бы сказал Демокрит, обретается на дне глубокого колодца…

Древние руссы переняли от арктов (гипербореев) такое ведение: глубины северного океана есть ХРОН Великого Храма.

Древнее слово «хрон» позабыто ныне. Оно соединяло в себе, казалось бы, несоединимое. Могло разуметь могилу, но точно также – сокровищницу. Вместилище, где лежит клад и ожидает своего часа. Не истлевает, но продолжает себя во времени.

Понятия «хрон» и «время» – переплетаются. Такие слова как «храм» и «хоромы» происходят от «хран» и «хорон», «хрон», «схрон». Хоромы хранят наше тело в течение того времени, покуда мы живы. Храм же сберегает более важное: душу нашу, и в этом смысле он уже есть пограничник времени/вечности. Ибо в храме – корни Традиции.

Эллины учились у скифов, слушали про все это – и переплавилось: гиперборейского бога времени зовут Хрон. Крон. Кронос. Вот и прозвали древние греки полярный северный океан – «Кронидское море».

5.             

Эллинские философы почитали Крона Гиперборейского наидревнейшим богом. В определенном смысле они правы: кто бы на сколько ни был древен во времени, а древней – само время.

Волхвы же гиперборейских скифов (то есть исконных руссов) говаривали: кто бы и когда ни родился, прежде – родился Род. Сама возможность родиться должна возникнуть сначала и только после сумеет рождаться все, что угодно. Даже и само время.

Бросается в глаза (то есть в уши) созвучие божественных имен этих, Род и Крон. В них чувствуется древняя гиперборейская Ро – то есть Мудрость.

Крон/Род есть проходная из манвантары в пралайю и назад, как определили бы последователи индуистской веданты.

Они суть золотые столпы ворот из Великой Сварги в Малую Сваргу, сказали бы последователи северного ведизма, от коего за семь или восемь тысячелетий до Р.Х. и произошел индуизм.

6.             

Сейчас не в моде маркировка «Р.Х». Обыкновенно вместо нее проставляют «н.э.» – безликое и «политкорректное».

Позволим себе немножечко побрюзжать. Увы вам, современники наши! Совсем утратили чувство неброской философской поэтики печатного сокращения, пестованного столетиями! Останься у вас хоть капля этого чувства, и вы, присмотревшись бы повнимательнее, воскликнули: ничто не может быть более уместно в качестве маяка для водораздела времени, чем «Р.Х.»!

Сколь знаково, что самое написание этих букв приводит на ум не только лишь Рождество Христово, но и водораздел Род/Хрон.

Христос рождается под звездами Хрона (Крона, Колывана, Сатурна); сретение же с Ним празднуем под созвездием Рода (Сварога Небесного, Водолея, Урана). То есть (прав Иоанн, любимый ученик Его) Бог наш – «начало и конец, Альфа и Омега, Первый и Последний» (Откр 22:13). Ибо начало Его в конце, а конец в начале.

В начале манвантары происходит великое рождество, а в конце ее – великое сретение. И есть во всем нескончаемом ходе времени лишь одно Событие, более еще знаменательное, чем эти два: рождение Великой Сварги внутри Сварги Малой. Это и есть Р.Х.!

7.             

Но возвратимся на берега полярного северного океана.

Сначала помнили: глубины его есть хрон Храма Странствия по мирам, то есть величайшего сокровища гиперборейской цивилизации. Поэтому и величали Хронидским.

Потом забыли, но вспоминали еще, что скифы гиперборейские, то есть древние руссы, наследовали от арктов и дух и кровь, и – в ознаменование – звали гиперборейский океан Скифским.

Теперь же позабыли даже сие и помечен как Ледовитый потому просто, что, поелику Великий Полярный Водоворот не действует, накрыла море Хронидское давно ледовая шапка…

Три времени. Три разные состояния человечества… Три – у одного океана – имени.

кронидское море

ПРИЛОЖЕНИЕ

У Ярослава Астахова есть стихотворение «Светлотихое солнце Даждьбога» (2010). Кто видел Хронидский океан – скажем, побывал на берегах Белого, например, его моря – тот согласится, думаю, что стих этот передает настроение, нередко приходящее там.

 
Как петляла и стыла дорога,

Как метелями память мело… –

Светлотихое солнце Даждьбога

Над искрящейся дымкой взошло.

 

И распались Кошеровы чары,

И протек небосвод синевой.

Безотрадные мороки Мары

Поистаяли. Путь столбовой

 

Очевиден: сияют, как прежде,

Указующим перстом лучи!

Солнце-Даждьбог, размеживши вежды,

Золотые вручает ключи

 

От безудержных вёсен и весей

Тридевятых* Подсолнечных** стран;

Откликается, плещется песней

Беловодие – Скиф-Океан!..

 

…От Мареновых вьюг отогреться –

Сквозь ледовые латы копьё:

Не напиться и не насмотреться –

Светлотихое солнце Твоё!

_____________________________________

* «Тридевять земель» русских сказок есть отражение древнего представления, что в Яви, Нави и Прави – по 9 «царств». Что интересно, тридевять «кругов» описывает и «Божественная комедия» Данте: по 9 в аду, в чистилище и в раю.

** «Подсолнечным царством» называли в древности земли северного Полярного круга, над которыми солнце полгода не заходило. Некогда в них климат был мягче и они остались в эллинских мифах как «царство бесконечной весны».
____________________________________



© Дмитрий Логинов, 2011

© Институт богословия РСТ СВА,  2012.  Все права защищены. При копировании и републикации статьи активная ссылка на первоисточник обязательна.


 
Рекомендуем × +

Комментарии