Кулишки как предзнаменованье раскола

Кулишки как предзнаменованье раскола

© Дмитрий Логинов, ЗНАМЕНИЕ или Кулишки как предзнаменованье раскола (фрагмент лекции), 08.06.2013

Какие-то темы не вызывают споров. Иные, напротив, прямо поляризуют общество! Растаскивают людей на два противоположных лагеря. Делаются демаркационной линией… К последним принадлежит, пожалуй, тема ЗНАМЕНИЯ.

Скептики утверждают: нет никаких знамений. Не может их просто быть потому, что не может быть никогда! Всё сущее суть не более, чем СЛУЧАЙНОЕ СОВПАДЕНИЕ.

Мистики возражают: а вы хоть посчитали математическую вероятность того, чтобы столько случайных совпадений - все в одну кучу вдруг случайно совпали? Всё в краткий наш земной век есть беседа Бога с нашей душой. Всякая ВЕЩЬ суть ВЕХА: в ней сокрыт символ. И сами-то вещи есть лишь материальные тени вех – символов, образующих в своей целостности Словарь Судьбы.

Кто прав? Можете судить сами, скажем, на примере события, знаменательного в истории Москвы. Произошедшего в 1666 году, осенью. Недоброй памяти год, как вы знаете: после него церковный раскол сделался на Руси неизбежным.

Имело место событие, о котором станем говорить, в урочище Кулишки. Взволновано же им было население всей Москвы! Не рядовое то было происшествие, разумеется: объявилась нечистая сила. Однако не потому вызвало, как это бы сказали теперь, такой общественный резонанс.

Обеспокоилась вся Москва (или даже – Московия) прознавая, ГДЕ ИМЕННО посмела вдруг разгуляться нечисть: в святой обители! За Варварскими воротами Белого города, близ церкви Кивра и Иоанна в палатах, принадлежавших Ивановскому монастырю, начали твориться вещи, вселившие страх и в насельников, и в монахов.

Как передает Иван Михайлович Снегирёв (1793-1868), хроника того времени сообщает: «по действу некоего чародея вселился демон и живущим тамо различные пакости творяще». Насельники всего более СТАРЫЕ от него страдали. Сбрасывал демон их ночью с печей да с лавок, кричал нелепицы разные (все слышали его, но никто не видел), к тому же и на печи, на полатях, в углах стучал и гремел.

Мало этого: невидимым оставаясь – камнями в людей швырял, видимыми и осязаемыми вполне! И добывал злой дух эти камни прямо тут же в стене церковного здания, вынимая на глазах всех! Синий сатанинский огонь из образующихся дыр тек и занималась от него кровля… едва тушили!

Так что начинали бояться уж, устоит ли дом… И многие покидали сделавшиеся жутковатыми палаты; начали разбредаться из под вызывавших все больше сомнений сводов… Слухи поползли…

Царь даже сам встревожился! Не самым таким известьем, что чёрт орудует (в существование в миру бесов не менее тогда верили, чем в лесу волков), но… подобное – да во стенах святой церкви!! Такого никогда еще не знавала Русь православная до 1666 года.

Царь Алексей Михайлович Тишайший строжайше повелел монахам Ивановского монастыря совершать исправно, что и обязаны они были делать: кропить святою водой и молитвенным словом гнать нечистого духа. Пытались, было, но тут… лукавый сей вдруг и сам, изображая глумливо словно бы некий духовный чин, в смятение приводил изгоняющих «грехи тех яве сказуя, обличаше и постыдаше»! Рождал во многих тем ужас. И устрашенных тут же бил сильно, так и оставаясь невидимым, самих этих горе-изгоняющих изгоняя вон!

Тогда, слава Богу, один из приближенных царя указал ему на преподобного Илариона (1632-1708), основателя Флорищевой пустыни. Этот иерей только что достиг тогда возраста Христова, но был уже давно славен, именно, отгнанием бесов. Да и в Москве как раз о ту пору находился, приехав по делам далекой своей обители.

И вот, по приказу царя Иларион пять недель подвизался на Кулишках с иноками еще двумя, учениками своими, демона изгоняя. Враг сопротивлялся отчаянно, но слабел… Покинул, наконец, бес каменные палаты и отступил на конюшню. Потом и вовсе пропал. Но не отпускали трех этих витязей духа – Иллариона, Иосифа, Марка – пострадавшие насельники да и братия целых еще десять недель, опасаясь возвращения злого духа.

Когда же стало понятно: победа над бесом достигнута окончательная – удалился Иларион с учениками обратно в пустынь свою далекую, где принял впоследствии сан митрополита Суздальского и Юрьевского. Почил же демоноборец через 12 лет после подвига своего на Кулишках. Был церковью причтен к лику святительскому и прославляется Иларион как блаженный.

Событие же то на Руси запомнилось. И отголосок сей памяти до сих пор живет в присказке… которая посылает, что называется, «куда подальше». В Москве она звучит «к чёрту на Кулишки». В других же городах, об урочище московском этом не знающих, переделали постепенно в «к черту на куличики».

Чёртовыми куличиками, кстати, старообрядцы некоторых толков зовут неистинные, с их точки зрения, просфоры. Вообще позиция старообрядчества по просфорам такая:

До Никона печать просфоры с полнейшей определенностью свидетельствовала: Спаситель - ЦАРЬ СЛАВЫ, Сын Божий - был распят, воскрес, победив смертью смерть, и всякий, кто под покровом ВОСЬМИКОНЕЧНОГО ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА, воскреснет и будет в Царствии Небесном. Поэтому частичка вынималась до Никона именно от подножия Животворящего Креста в ВЕРХНЕЙ части просфоры, означающей НЕБЕСНОЕ естество Спасителя.

После реформ Никона печать стала не говорящей ничего о Христе распятом и воскресшем, на ней нет надписи Царь Славы, нет восьмиконечного креста, но есть поделенный на четыре поля квадрат, который у иудеев-каббалистов означает власть над четырьмя сторонами света, то есть над миром. В левом верхнем поле есть знак спасителя, но нет объяснения, о каком спасителе идет речь (иудеи тоже ждут какого-то своего спасителя). В верхнем правом есть знак мессии, но также не объясняется, какого (иудеи ждут своего мессию). В нижнем левом и правом знаки победы, но ведь частичка, вынутая из НИЖНЕЙ части просфоры, означает взыскующего ЗЕМНОЙ победы, то есть антихриста!

Возможно, критика старообрядцами никонианских просфор чрезмерно строга. И все же – зачем было убирать изображение Животворящего Креста и надпись Царь Славы?

Но возвратимся к теме. Возможно, вы уже почувствовали кое-какие символические параллели событий при водворении беса на Кулишках и борьбы с ним – параллели с историей русского церковного раскола? Так вот, их обнаруживается еще много куда как больше при внимательном рассмотрении, нежели на первый взгляд… Но подробней об этом будем говорить, даст Бог, в другой лекции.
Рекомендуем × +

Комментарии