Наследники Сынов Грома

© Дмитрий Логинов, лекция НАСЛЕДНИКИ СЫНОВ ГРОМА или РУССКОЕ РЫЦАРСТВО (фрагмент), 20.06.2013

Помните, как Пушкин описал победу Руслана?

«Боязнь объемлет Черномора;
В досаде, в горести немой
Напрасно длинной бородой
Усталый карла потрясает:
Руслан ее не выпускает
И щиплет волосы порой.
Два дни колдун героя носит,
На третий он пощады просит:
«О рыцарь, сжалься надо мной;
Едва дышу; нет мочи боле;
Оставь мне жизнь, в твоей я воле;
Скажи – спущусь, куда велишь...»
– «Теперь ты наш: ага, дрожишь!
Смирись, покорствуй русской силе!
Неси меня к моей Людмиле».

Как думаете, почему Пушкин пишет «рыцарь»? А не, например, «витязь», которое точно так же ложится в размер стиха?

Или, думаете, слово «рыцарь» случайно затесалось? Ничего подобного. Оно ведь и еще три раза встречается в поэме. То есть используется не реже, чем слово «витязь».

Почему же не это последнее выбрано как обращенье к носителю русской силы? Ведь рыцарь – это вроде как что-то западное. Не нарушило бы «славянский колорит» поэмы. Во времена Пушкина девять из десяти считали, будто рыцарей на Руси не было. А нынче так полагают 99 из 100.

Вот Пушкин и не желал, как раз, чтобы его заподозрили в этом стадном невежестве. Он ведь хорошо знал: старославянское слово «рыцарь» употреблено еще в знаменитой «Повести о Словене и Русе». Подлинность этой рукописи доказана, кстати, Сергеем Лесным в 1955 году.

Итак, со времен Александра Македонского слово «рыцарь» сохранилось без изменений в русском. А с незначительными вариациями еще в ряде славянских языков.

Польское rусеrz, к примеру. Причем сие славянское rусеrz пытаются – непонятным образом – произвести вдруг от немецкого ritter. Наверное, ничего более похожего в языках западных отыскать не могут.

Попробуем помочь. Почему бы не вывести, например, от английского reader? Сходство невелико, конечно, но ведь его не меньше, чем с этим ritter! Да, чуть не позабыл, тут может возникнуть проблема. Ведь большинство средневековых рыцарей Англии не умели читать, если верить роману «Белый отряд» сэра Артура Конан Дойля.

Тогда – почему не, скажем, от французского retirer? Вот уж забавно было бы! Тем более, официальная точка зрения нынче: рыцарство сформировалось впервые как раз у франков.

Последнее, кстати, может быть и верно, если сделать поправку: НА ЗАПАДЕ впервые сформировалось. Первые рыцари франков именовались АНТРУСТИОНЫ. Не найдется слависта, думаю, которому неизвестны такие слова как «ант», «рус» и «тиун». Уже из одного этого делается понятным, у кого рыцарство переняли франки.

Однако воистину корни кодекса паладинов (смотри Паладий) убегают много и много глубже, нежели чем только в историю Запада и даже средиземноморского Востока. Рыцарские дружины и ордена суть наследники традиций легендарного братства Сынов Грома (см. нашу с Ладой Виольевой книгу «Планетарный Миф», 2008) Гипербореи[1]. Когда Христос восходил на гору и ставил Себе двенадцать апостолов, Он посвятил двух из них в это наидревнейшее на Земле кастовое достоинство: Сыны Грома (Евангелие от Марка 3:17).

Перун (Гром) всегда покровительствовал княжеской дружине, аристократии. Северная государева дружина, «княжьи мужи» (перекликается с геродотовым «царские скифы»), – первоисток, от коего произросло рыцарство как восточное, так и западное. Яркое свидетельство сему, например, знаменитый «круглый стол короля Артура»[2] (обыкновения за которым напоминают весьма, если приглядеться, «стол Владимира ласкового» былин о богатыре Потыке, да и о других русских рыцарях).

Но и задолго еще до рождества Христа славились ордена рыцарские у скифов. Эквиты (созвучно слову «квитаться») древнего Рима многое позаимствовали у них (к этому сословию «всадников» принадлежал, между прочим, Понтий Пилат). Поэтому равноапостольный Константин, скиф (ардий), эквитов производил в сенаторы.

Естественно, вовсе не любой конный воин у скифов сделаться мог дружинником. Скифские прямодушие и мужество вошли в присказки, потому как аристократией народа сего были люди КОДЕКСА ЧЕСТИ (вспомним «искать себе чести, а князю славы» Слова о полку Игореве). Люди, «сохраняющие лицо».

На западе отличительным знаком рыцаря были золотые шпоры, у скифов же, не терзавших своих коней, – ЛИЧНЫЙ шлем. У шлема этого рыцарского было забрало в виде лица древнего гиперборея, пребывающего в состоянии Покоя: напоминание об искусстве Сынов Грома биться без гнева.

Наследники Сынов Грома

Обряд посвящения в рыцари древних руссов именовался ЛИКОВАНИЕ (слово построено по тому же принципу, что и «коронование»). Сейчас «ликование» означает просто изъявление восторга. Старославянское слово «восторг», однако, имело и значение возведения  в сан. Поэтому и до сего времени сохранилось, в качестве обозначения обратного действия: «исторгнуть из сану»…

Запорожские казаки, наследники крови и духа средиземноморских скифов, произносили: «лицарь», «честь лыцарская» (смотри роман Гоголя «Тарас Бульба»).

Сейчас уже почти все серьезные историки признают: оружие, как и доспехи, раннего западного рыцарства было скопировано с вооружения сарматской (т.е. скифской) конницы. Вот как изображена современником атака рыцарской конницы в битве при Гастингсе:

Наследники Сынов Грома

Сразу же бросается в глаза классическая русская форма щита: скруглен вверху и заострен книзу.

Не менее интересно, впрочем, изображенье семаргла, не стилизованного тогда еще под грифона. Как помним, Аристей (а вслед за ним Геродот) образно именовал обитателей самого северного предела Великой Скифии (то есть Руси) грифонами (последние века переводят «грифами»), стерегущими золото. Возможно, именно потому, что на скифских щитах упомянутой выше формы семаргл изображался не реже, нежели рысь…

Кстати, о стилизации. К чему, вы думаете, восходят ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ЗВЕРИ западных рыцарских гербов? Конечно же – к знаменитому ЗВЕРИНОМУ СТИЛЮ скифов.

Западное рыцарство и начиналось во многом как стилизация под скифов, как этакая серьезная игра в скифские боевые братства… Причем сей раннесредневековый «Нескучный сад» вполне сознавал сие и гордился такой преемственностью. Вплоть до девятого-четырнадцатого веков, приблизительно.

А вот во времена позднего средневековья скифские корни обычаев чести воинской были, что называется, организованно позабыты. Организаторами забвения выступили нуворишами, которые стремились оттеснить на вторые роли древние рыцарские роды, принадлежавшие к настоящей аристократии.

Последней попыткой восстановить справедливость оказалась известная книга представителя одного из таковых Мавро Орбини, названная им «Кралевство Славена» (1601). Мафия выскочек не дремала, и книга эта загремела в список трактатов, запрещаемых инквизицией. Она была переиздана лишь спустя тысячелетие – в России, царем Петром I.


 




[1] Впрочем, и у атлантов были своеобразные аналоги.

[2] Рыцари короля Артура были, кстати сказать, не менее ПРАВОСЛАВНЫМИ воинами, нежели, например, дружина брата Святослава Хороброго. Не только потому, что тогда  – за полтысячелетия до католической схизмы – вообще все христиане мира были православными. Главное – потому что через весь эпос Мелори красной нитью идет истинно православная идея: воинствование Новозаветного Льва против Ветхозаветного Змия.

Рекомендуем × +

Комментарии