Скифские имена богов из писаний святителя Василия Великого

[caption id="attachment_1928" align="alignleft" width="144"]Скифские имена богов из писаний святителя Василия Великого В правой руке святителя символ Русской Северной Традиции ЗАМКНУТЫЙ КРЕСТ[/caption]

Скифские имена богов из писаний святителя Василия Великого - © Дмитрий Логинов, 16 сентября 2014

Все православные знают имена: Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов. Но хорошо ли мы представляем, как они выглядели?

Описание одного из этих ВСЕЛЕНСКИХ УЧИТЕЛЕЙ (как их называет церковь) оставлено другим из них. Вот что говорит Григорий Богослов о Василии Великом (IV век): он был русоволосый и синеглазый, стройный, носил окладистую красивую бороду. Походка была у него размеренной, отсутствовала поспешность в движениях и речи, чувствовалась во всем его внутренняя сосредоточенность, глубина духа, за которую перед ним склонялись даже его противники.

Василий Великий родился в христианской семье мучеников за веру. С пленок, можно сказать, имел идеалом своим Христа... Но вот креститься во имя Его посчитал себя достойным, созревшим – только в 26 лет. До этого изучал гностицизм у коптов, философию Платона, мудролюбие скифов. И даже – страшно сказать (современному официальному священнослужителю, я имею в виду) – белую тантру! И написал еще в эти годы книгу «Добротолюбие Оригена».

Вот как ценил этот вселенский учитель, безоговорочно признаваемый церковью, Оригена, основоположника христианского богословия, которого церковь то признавала, то нет. И о котором сейчас ничего членораздельно произнести не может.

Ведь Ориген учил о возможности множественных перерождений человека и мира. А также и о том, что в конце концов будут спасены ВСЕ.

Но более современники Василия зачитывались не "Добротолюбием Оригена", а книгой Василия же "Беседы". Весьма интересна, к примеру, его Беседа 22-я. О том, сколь полезно для христианина знакомство с творениями дохристианских философов, поэтов и богословов.

Конечно, рекомендует Василий верить далеко не всему, что в книгах у них написано. Такую разборчивость называет он «целомудрием» и в таком, именно, смысле, то есть как мудрость Целого, целомудрие и понималось ранними христианами (это в средневековье только на Западе постепенно разучились понимать язык символов, полагая, будто бы отцы толковали о состояниях плоти).

То есть Василий предлагает усваивать ВЕДИЧЕСКИЕ идеи, не соблазняясь при том ЯЗЫЧЕСКИМИ. Хвалит гармонические изображения богов, например – Дия (за воплощение которого был принят однажды апостол Павел во время проповеди, как это повествует новозаветная книга "Деяния св. апостолов"), Иры. Но Василий ругает – и очень за дело! – тех античных писателей, которые изобразили богов (и того же Дия) ссорящимися друг с другом, погрязшими в страстях, словом, - напоминающими недалеких смертных, а не Силы небесные, которые суть уравновешивающие друг друга нетварные энергии Самого Всевышнего.

И вот какой знаковый момент здесь присутствует. Василий предпочитает называть богов из числа Двенадцати наиболее древними именами их, известными в Палестине – в Каппадокии скифской. Василий употребляет в своих писаниях имена, под которыми богов этих знали скифы, а не более поздние эллинистические.

Так, у Василия в «Беседах» почти всегда не Зевс, а именно Дий. То есть Дый, Див – тот самый, который в «Слове о полку Игореве» сидит на вершине Мирового Древа. А также у Василия Великого в «Беседах» не Артемида, которую апостолы, придя в Эфес, «не хулили» (Деян 19:37), а Ира – то есть исконное имя этой богини, владычицы Ирия, царицы небесной, которая представляет ипостась Макоши.

И, уж конечно, как и апостолы, Василий богов этих не хулит. Более того - вселенский учитель христианства восторгается фразой из «Одиссеи» Гомера, песни 10-й: «Один жив – прочие же только движущиеся тени»!

В Евклиде же и Перикле святого восхищает, что поступали они в точности по заповедям Христа, живя за столетия до рождества Его. Заповедями, подобными христианским, говорит Василий, руководствовались также Платон и Сократ, Александр Македонский и Пифагор.

И то же констатирует Василий о Клинии и о других учениках Пифагора. И присовокупляет: «невозможно поверить, чтобы сходство учения Пифагора с нашими правилами было делом случая». Сколь велика тут прозорливость Василия! Ведь Русская Северная Традиция знает, что Пифагор был посвящен Скифом Абаридом, и этот бодрич передал ему не только стрелу (символ высшего Северного посвящения), но и предсказание древних руссов о пришествии Даждьбога, который будет называться во время своей земной жизни Ису (Стрела).[1]

Так что для Василия Великого (как и вообще для христианских богословов эпохи первых соборов) несомненно: корни христианства - ведические. Однозначно. Сие притом, что несомненно знакомство Василия и с иными источниками.

Так, в Беседе 22-й вскользь упоминает он Моисея и Даниила. Но сразу же и подчеркивает, что первый набирался мудрости у египтян, а второй – у халдеев, и только лишь после этого открылись и для них тоже какие-то тайны Божии.

ТЕПЕРЬ ПОПРОБУЕМ СУММИРОВАТЬ КРАТКО ВСЕ ВЫШЕСКАЗАННОЕ:

  • Василий Великий был русоволос и голубоглаз.

  • С юности изучал гностицизм коптов, платонизм эллинов и - как основу первого и второго - мудролюбие скифов; в итоге в 26 лет счел себя достойным креститься во имя Христа.

  • Греческим именам богов предпочитал скифские, много более древние.

  • Однако не по причине древности, но вследствие правильности ВЕДИЧЕСКОГО понимания богов скифами. Тогда как у эллинов, научившихся некогда этим богам у скифов, понятие божественности выродилось и стало ЯЗЫЧЕСКИМ, против чего только лишь и возражал Василий.

  • Христианский святитель восхищался богословской формулой троянца Гомера: «воистину жив Один, а жизнь прочих подобна движению теней от игры света». (Такая формула совпадает, заметим, с учением св. Григория Паламы о божественных энергиях, за которое католики клянут его многобожником.)

  • Василий полагал протохристианами Евклида, Перикла, Платона, Сократа и Александра Македонского. А насчет учения Пифагора даже сказал: «невозможно поверить, чтобы сходство его учения с нашими правилами было делом случая»!


Пифагорейство же несомненно имеет глубокий корень, уходящий непосредственно в Русскую Северную Традицию. И корень этот – Скиф Абарид (о чем я подробно говорю в книге «РУССКАЯ ТАЙНА. ПЕРЕРОЖДЕНИЕ» 2006).

Не потому ли св. Василий Великий на некоторых иконах изображен держащим в правой руке символ Русской Северной Традиции – замкнутый крест?







[1] Подробнее об этом в моей книге «Имя Бога. Стрела и крест» (М., ИД Альва-Первая, 2009).


Рекомендуем × +

Комментарии

  1. Владимир11:48

    "О поступке же Клиния, одного из близких Пифагору, трудно поверить, чтобы сходство его с нашими правилами было делом случая, а не тщательнаго подражания." http://www.orthlib.ru/Basil/beseda22.html

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий