Понятие «раб Божий»

св Алексий человек Божий

Когда заходит речь о христианстве и о православном богомировоззрении, нередко задают вопрос: что означает понятие "раб Божий"? Почему именно «раб» употребляется? 
Ответ на этот вопрос почитать можно у Дмитрия Логинова в статье «Стоило ли менять отрока на раба?«А к этому, думаю, стоило бы добавить — Христос говорил: Вы были рабы но вы стали дети. Раб уходит из дома, а сын остается в доме. («Раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно» — Ин 8:35.)

Эти слова Христа совсем непонятны в контексте древнего Рима. Раб уходит из дома? Римляне отпускали на волю своих рабов крайне редко.
Тем более непонятны такие слова Христа в контексте Иудеи. У иудеев был такой варварский обряд: хозяин шилом прикалывал ухо раба к косяку двери в свой дом. Это рассматривалось как магическое действо, как заклинание действием: да остается сей раб навечно рабом в этом доме!
Скиф же — Галилеянин — Христос говорит: раб уйдет из дома, сын же останется в доме. Этого речения Христа не понять, если не обратиться к реалиям исключительно скифским.
Скифы не имели рабов таких, как сейчас понимают смысл этого слова. Слово раб означало у скифов только работник. Наемный или же пленный.
Пленные должны были отработать за свое освобождение три года. Они затем и сдавались на поле боя, чтобы скиф не убил их, а использовал как бесплатную рабочую силу.
У скифов слово раб противопоставлялось не слову господин, а слову лень — лентяй. Даже говорил один член команды с гордостью другому члену команды: я-то раб, а ты — лень. (Современное слово прораб воспринималось бы тогда, наверное, как современное протопоп.)
Итак, скиф отпускал пленного после бесплатной отработки за то, что сохранил поверженному воину жизнь. Такой имел право после отработки не только уйти но даже, если захочет, остаться в общине (уйдя из этого конкретно, дома) на равных правах с иными общинниками. И многим нравился народ-победитель — скифы. Эллины, например, с охотой становились таким образом скифами.
Не так ли некоторые, сдуру воинствуя поначалу супротив Бога, пленяются вдруг его нескончаемым совершенством? И признают свое поражение как безбожников. И отправляются с охотою в плен к Богу. И, отработав — то есть испытав на себе то легкое бремя, которое налагает Христос («бремя Мое легко» — Мф 11:30), — уже не хотят уходить из этого Дома. (В Доме Отца обителей много.)
И вот Он говорит прозревшим тогда: Вы более не рабы. Вы дети. Ведь раб — он должен, по скифскому обычаю, отработав три года покинуть дом господина, пленившего его. А дети этого господина никуда не уходят. Дети де Господина — остаются в Его доме навечно. И вот, вы причастились лику детей. Останьтесь же в Моем доме. Именем той любви, которая возгорелась у вас в сердцах. Останьтесь со вселенскими Скифами.
Рекомендуем × +

Комментарии