ВЕРА В БОГА И ВЕРА БОГУ
Вторым чудом из тридцати шести, которое сотворил Христос во время своей земной жизни, было исцеление сына царедворца. Оно тоже было совершено в Галилее, в Кане.
Евангелие
от Иоанна, глава 4, вот как повествует об этом:
46 Исус
опять пришел в Галилею, в Кану, где превратил воду в вино.
В Капернауме был некий царедворец, у которого сын был болен.
47 Он,
услышав, что Исус вернулся из Иудеи в Галилею, пришел к Нему
и просил Его придти и исцелить его сына, который был при смерти.
48 Исус
сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.
49 Царедворец
говорит Ему: Господи! приди, пока не умер мой сын.
50 Исус
говорит ему: пойди, твой сын здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Исус,
и пошел.
51 На дороге
его слуги встретили его и сказали: твой сын здоров.
52 Он
спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера
в седьмом часу горячка оставила его.
53 Из этого
отец узнал, что это был тот час, в который Исус сказал ему: твой сын здоров,
и уверовал сам и весь его дом.
54 Это
второе чудо сотворил Исус, возвратившись из Иудеи в Галилею.
(Ин
4:46—54)
«Опять
пришел в Галилею, в Кану… возвратившись из Иудеи». Иоанн
подчеркивает: и чудо второе Христово было сотворено
в Галилее же. В земле «языческой» (Ис 9:1) или, точнее,
скифской.
А в Иудее,
хоть Он и отправился туда после того, как положил начало чудесам, —
не свершил никакого чуда. О причинах этого говорилось в тексте
вступительном «Во чьей чудеса земле?».
ВЕРА
В БОГА
Перед
сотворением чуда второго Христос помедлил. В ответ на просьбу
совершить его произнес: «Вы не уверуете, если не увидите знамений
и чудес»!
Но вот
Он слышит вопль отчего сердца: «Господи! приди, пока не умер
мой сын»! И в сей же миг творит чудо, не медля больше.
Здесь
открывается знаменательное различие с чудесами ветхозаветными.
О полярности ветхо- и новозаветных чудес говорилось
во вступительном тексте. Но не об этом нюансе.
Яхве —
анонсировал свои чудеса. Как правило — устрашающие: чудеса-наказания. Яхве
заявлял их как то, что сделается доказательством господства его. Например: «Я
обращу лице мое против того [непослушного] человека и сокрушу его
во знамение и притчу, истреблю его из народа моего
и узнаете, что я — господь» (Иез 14:8)!
Спаситель же
не затем вершил чудеса, чтобы доказать людям величие свое. Не для
того, чтобы в Него уверовали как в Господа. Напротив: достоин чуда
лишь тот, кто верует самому слову истины в устах Его и самому облику
Его — чует Бога! И тот, кто чуда во имя любви желает.
Любящий
отец всем сердцем желал исцеления умирающему сыну. И преодолел царедворец
в себе дух надменности: молил о помощи странствующего философа.
А ведь лишь таким и могли тогда воспринять Христа люди, смотревшие
с позиций обыденного ума, а не сердца.
И это
еще в лучшем случае. Вспомним из романа Михаила Булгакова
эпизод — Христос на суде Пилата: «У меня нет постоянного жилища,
ответил Арестант, я путешествую из города в город. — Это можно
выразить одним словом: бродяга, сказал прокуратор».
Не всякий
царедворец заставит себя быть просителем у бродяги, пусть даже
и чудотворца (он мог слышать о чуде первом). Однако любовь отца
к сыну велела преодолеть гордыню, она внушила надежду: Превративший воду
в вино — не обратит ли смертельную болезнь в жизнь
и здравие?
И гордыня
(демонская твердыня — по слову святых отцов) была преодолена.
Высокопоставленный отец просил за своего сына Того, Кто «имел зрак раба»
(по слову святых отцов же). И Сын, посланный Отцом спасти всех
людей, спас этому отцу сына. Тому, которому отчая любовь позволила открыть
глаза на Христа: увидеть в Нем Бога и уверовать в Бога.
Бог
есть Любовь (1 Ин 4:16) и вот формула чудотворства Христа:
ВО ИМЯ ЛЮБВИ — ЛЮБОВЬЮ — СОВЕРШАЕТСЯ ЧУДО. Это еще одна
из причин, почему славяне первого тысячелетия верили: Христос есть
воплощение Даждьбога (факт этой веры наших предков не раз констатируется
в трудах академика Бориса Рыбакова). Ведь Даждьбога называли
не только Бог Слово, но и — Добрый Бог, Белый Бог, Белбог.
Случайно ли, что Б. Е. Л. это первые буквы тех знаменитых
слов из Послания Иоанна, которые раскрывают самый дух православия: «Бог
Есть Любовь»?
ВЕРА БОГУ
О сотворении
чуда извещает Христос, может показаться, небрежно: «Пойди, твой сын здоров».
Но это позволяет увидевшему в Нем Бога утвердится в своей
новообретенной вере.
Твердо
верящий в Бога — безоговорочно верит Богу.
Не утвердившийся же до конца в своей вере — больше
доверяет рассудку. Если бы царедворец оказался маловером, он стал бы
спрашивать: как то есть, уже здоров? Ты даже еще не пришел к нему,
не возложил руки на моего сына!
Во времена
Христа знали, что исцеление через прикосновение произойти может.
И полагали такое свершающимся по благодати Свыше. Но как же
без наложения рук? Едва ли у того царедворца не вертелись
на языке вопросы. Но его любовь к сыну была сильней, чем
рассудок и предрассудки. Человек преодолел желание задавать вопросы
в миг чуда, в который следовало — просто делать, как говорит
Чудотворец: верить, дабы далось по вере, дабы сын выздоровел!
Свершивший
победу над рассудочными привычками — возносится до святой простоты.
«Исус говорит ему: пойди, твой сын здоров. Он поверил слову, которое сказал ему
Исус, и пошел». Бог молвил ему «пойди» и он — просто пошел. Ведь
он же услышал главное: «твой сын здоров» — и он полностью
и всецело поверил Богу.
Такая
вера являет собою богосотворчество. Таинственным образом человек, столь
чистосердечно верящий в чудо — способствует его совершению! Веруя
Богу ты как бы отвоевываешь место чуду здесь вот рядом с собой,
разгоняешь сумрак обыденного, рутинно-рассудочного существования. (Понятно, что
может Бог обойтись без богосотворчества. Но Бог ЖЕЛАЕТ нашего с Ним
сотворчества — нашего, по слову святых, «обожения». )
Исполняя
веление Христа, царедворец пошел и обрел — даже еще до того, как
увидел сына, — благую весть: уже вот сейчас и выздоровел твой сын,
сообщили ему слуги его, и назвали тот самый час, когда Христос произнес
о сыне его слово во здравие.
Христовы
чудеса научают не только лишь вере в Бога, но и — вере
БОГУ. О благодатности такой веры учат святые старцы. Амвросий Оптинский,
например, говорит: «Не мучь себя, обдумывая что может быть, а чего
не может… Голову не ломай. Молись Богу и Господь все устроит».
Сия
простота — святая. Она есть ВЕРА БОГУ и она самодостаточна
и самоопорна как, например, аксиома. То есть она питается силой одного
из Двенадцати ключевых Качеств, о которых рассказывает книга «Обруч
перерождений». Число этого Качества — СЕМЬ. «На дороге его слуги
встретили его и сказали: твой сын здоров. Он спросил у них:
в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в СЕДЬМОМ часу
горячка оставила его. Из этого отец узнал, что это был тот час,
в который Исус сказал ему: твой сын здоров, и уверовал сам
и весь дом его».
Из книги
стихов Ярослава Астахова «Слово
к Богу»:
Дождь
прощальной слезой кропит
Тех,
что поезда ждать устали.
Застоялся
в лесостепи
В ожидании
полустанок…
Из оседлых
радостей-мук
Не любая
нужна в дорогу.
Непременно
с собой возьму
Веру
в Бога и веру Богу.
Ярослав
Астахов, 2016
Рассудочному
человеку, конечно, трудно поверить в чудо. Ведь против его возможности
восстает весь (или ПОЧТИ весь) наш жизненный опыт. Но ЧТО есть опыт сей
жизни? Великий духовидец Даниил Андреев свидетельствует: «Отрезок переживаемого
нами при земной жизни по отношению к целому сравним
с десятисекундной остановкой на полустанке в ночной степи
пересекающего гигантский материк пассажирского поезда» (Даниил Андреев, Роза
мира, 1957).
Христос же
говорит и больше сего: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец
во Мне… Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня — дела,
которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин 14:11,12).
Этот материал представляет фрагмент книги Дмитрия Логинова "Проповедь чудесами", которая в настоящее время подготавливается к изданию. Следите за новинками АВТОРСКОЙ СТРАНИЦЫ!
Этот материал представляет фрагмент книги Дмитрия Логинова "Проповедь чудесами", которая в настоящее время подготавливается к изданию. Следите за новинками АВТОРСКОЙ СТРАНИЦЫ!
Комментарии
Отправить комментарий