Иевусейский завет: Псалтырь

 

Иевусейский завет: Псалтырь

 

© Дмитрий Логинов

 

Ни для кого не секрет, что Ветхий завет представлен писаниями, в основном, иудейскими. Однако Псалтырь есть НЕИУДЕЙСКАЯ книга в его составе, как и еще несколько ветхозаветных книг. Псалтырь есть книга и вообще даже не еврейская, т.к. большинство псалмов написаны не евреями. О происхождении основного корпуса того, что принято называть нынче «псалмы Давидовы», кратко говорится в моей книге «Вечный покой». Здесь же скажу подробней.



Псалтырь считается одной из наиболее древних книг Ветхого завета. Псалмопевец Давид, завоевавший Иерусалим, град Божий, основанный древнеславянским племенем иевусеев (иерусеев, ерусов – о них см. в книгах Михаила Новикова-Новгородцева), - раскаивался в содеянном.

Знаменитое «покаяние Давидово» имело, на самом деле, предметом своим не то, что соблазнил он жену военачальника своего, и точно уже не то, что совершить пожелал он перепись населения. Давид почувствовал жгучее раскаяние, когда открылось ему, что, захватив Град Божий оружием, он совершил не иное, как первое СВЯТОТАТСТВО в истории человечества.

Но как же сие открыться могло чудовищу[1], каким был, до преображения своего, Давид? Начало преображения было положено чудом об избиении Давидова воинства. «…послал Господь язву на Израильтян от утра до назначенного времени; и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч[2] человек. И простер Ангел руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его; но Господь пожалел о бедствии и сказал Ангелу, поражавшему народ: довольно, теперь опусти руку твою. Ангел же Господень был тогда у гумна Орны Иевусеянина. И сказал Давид Господу, когда увидел он Ангела, поражавшего народ, говоря: вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти… что сделали они? пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего. И пришел в тот день к Давиду пророк и сказал ему: иди, поставь жертвенник Господу на гумне Орны Иевусеянина. И пошел Давид [и он сделал], как повелел Господь» (2Цар 15-19).

Теперь считается, будто б Ангел сократил столь серьезно численность еврейского населения за грех… переписи этого самого населения, во времена Давида предпринятой. Против такой версии встает целый ряд вопросов.

С чего вдруг перепись – грех? Или это как в мультике «он меня сосчитал»? В законе иудейском, конечно, много чего вменяется в грех не пойми почему, но даже и в нем – ни звука о греховности переписи. Евреев до Давида сосчитал Моисей (Числ 1:2–46; 26:2–62). После Давида – Ездра пересчитал их по завершении пленения вавилонского (Езд 8:1-14). После Ездры царь Ирод произвел перепись еврейского населения по велению императора Августа (Лк 2:5). И никакие ангелы с мечом не слетались тогда почему-то карать их за это усекновением числа подданных.

Но, главное, почему избивавший Давидовых ЕВРЕЕВ «Ангел Господень был тогда у гумна Орны ИЕВУСЕЯНИНА» именно? И почему потом еврейский царь ВЫКУПИЛ(!) это гумно у этого иевусеянина, то есть у представителя побежденного народа, а не просто отнял по принципу «горе побежденным»? Давид что, пылал гуманизмом в отношении к побежденным народам? Напротив: «И взял Давид венец царя их с головы его, а в нем было золота талант и драгоценный камень, - и возложил его Давид на свою голову, и вынес из города добычи он очень много. Народ же, который был в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так поступил он со всеми городами» (2Цар 12:31).

Но – за исключением Града Божьего. «Но Иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому Иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме даже до сего дня» (Нав 15:63). И столь большое значение придает этому Библия, что повторено то же самое и в другой ее книге: «Но Иевусеев, которые жили в Иерусалиме, не изгнали сыны Вениаминовы, и живут Иевусеи с сынами Вениамина в Иерусалиме до сего дня» (Суд 1:21). А когда бы не так, суд Божий совершился полностью над всеми коленами народа, посмевшего поднять меч на Град Божий, и евреи бы просто перестали существовать как народ.

Еврейский историк пишет: «Из описания приобретения участка земли у Орны-иевусея (см. Книга Царств II, 24:17-25) можно заключить, что население Иерусалима не было уничтожено. Более того, последний иевусейский царь, Орна, продолжал жить в городе под покровительством нового царя и даже владел земельными угодьями на горе Сион. Среди иевусеев-жителей города, переживших его захват Давидом, можно упомянуть Урию-хеттеянина (иевусея из хеттов), военачальника, который служил в армии Давида и имел дом в Иерусалиме».[3] Иевусеи сохранили в Иерусалиме свой храм, куда, согласно преданию Северной Традиции, как раз и была введена тысячелетие спустя Дева Мария.

Английский историк дополняет: «Иерусалим при Давиде стал местом взаимодействия иевусейской и израильской традиций. Так, «Орна иевусеянин» – последний иевусейский царь – продолжал владеть земельным участком за пределами городских стен на гребне горы Сион. Давид сохранил и иевусейских чиновников. К тому времени в городах-государствах Ханаана уже несколько сотен лет существовала развитая бюрократия – политическая и финансовая, – тогда как иудеи и израильтяне из нагорных районов не имели ни опыта, ни знаний, необходимых для управления городом-государством будучи в подавляющем большинстве вообще неграмотны… Некоторые чиновники Соломона носили несемитские имена (3Цар 4:3), и нет почти никакого сомнения, что Давид взял себе регулярную армию иевусеев. Именно таково происхождение упоминаемых в Библии «хелефеев и фелефеев», т. е. критян и филистимлян – наемников, составлявших личную гвардию царя. Так что Иерусалим остался иевусейским городом – приход Давида практически не изменил его лицо. Новое название «Ир Давид» так и не прижилось, люди продолжали употреблять старые названия – Иерусалим и Сион.

Она же обращает внимание: «Навин разрушал алтари иевусеев и растаптывал их святыни. Про Давида же нигде не говорится, чтобы он как-либо препятствовал отправлению местного религиозного культа. Напротив, он даже стремился перенять верования и обрядность иевусеев. Давид похож на Авраама уважительным отношением к вере народа, на землю которого пришел».[4] А его сын Соломон от иевусейки Вирсавии (то есть на половину иевусей) вообще почти полностью отверг иудаизм, за что и проклинал его потом насадитель Второзакония скопец Неемия.

Карен Армстронг продолжает: «Иевусеями могли быть и другие известные жители Иерусалима, занявшие впоследствии важное место в иудейской традиции. Один из них – пророк Натан (Нафан). Библия подробно рассказывает о происхождении каждого пророка, но Натан – исключение: не указано даже имя его отца (Ahlström, 1961; Clements, 1965, p. 58). Возможно, Натан был советником иевусейского царя, и если так, то он оказался очень полезен Давиду как посредник в отношениях с его новыми иевусейскими подданными… Можно предположить, что из иевусеев происходил и первосвященник Иерусалима Цадок (Садок), хотя в прошлом это яростно оспаривалось (Rowley, 1967, p. 73; Clements, 1965, pp. 42–43; de Vaux, 1961, pp. 114, 311)… а все же его имя – иевусейского происхождения. В 1-й книге Паралипоменон приводится безупречная родословная Цадока, восходящая к Аарону, – правда, в ней на пять поколений больше, чем должно было пройти от Аарона до Давида (1 Пар 6). Может статься, Хронист добавил в родословную первосвященника его иевусейских предков. Смещение верховного служителя Бога Всевышнего наверняка оттолкнуло бы местное иевусейское население. Вот и был им оставлен Цадок. А чтобы удовлетворить израильтян, Давид назначил второго священника – Эвиатара (Авиафара), потомка старинного священнического рода из Шило. Эвиатар служил наравне с Цадоком – правда, он недолго продержался после смерти Давида, и первосвященником Иерусалима стал Цадок. И все же два священнослужителя, израильский и иевусейский, в добром согласии совершающие обряды, олицетворяли мирное сосуществование двух народов, к которому стремился Давид, демонстрируя свои симпатии к местным традициям, и многие старинные обряды иевусеев на горе Сион гармонично влились в Иерусалиме в принесенный израильтянами культ».[5]

Итак, чтобы умилостивить Бога Всевышнего, от гнева которого бог Яхве не смог защитить евреев, царь евреев Давид обещал царю иевусеев Орне: сохранить жизнь иевусеям, выжившим во время захвата евреями Града Божьего; не препятствовать всем поколениям потомков этих иевусеев жить в Иерусалиме; сохранить иевусейский храм и священство по чину Мелхиседекову; совершать богослужение Богу Всевышнему по иевусейской книге Псалтырь. Давид и сам начал петь эти иевусейские псалмы и каялся, проникаясь ими, и так постепенно преобразился он из царя-чудовища в кроткого царя-псалмопевца.

Вот потому и содержит Псалтырь целый ряд богословских положений, с иудаизмом не совместимых. О «священнике вовек по чину Мелхиседекову» (Пс 109:4), когда иудаизм признает лишь одно священство – по чину Ааронову. «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд» (81:1), а иудеи считают реально существующим лишь одного бога – своего Яхве. «Спаситель наш, упование всех концов земли» (Пс 64:6), а иудеи считают, что лишь они могут уповать – единственный на всей земле народ «избранный». И много еще чего противоречащего иудаизму сказывает Псалтырь…

Почему же так мало ведомо кому в наше время, что большинству псалмов научил еврейского царя Давида иевусейский царь Орна? Возможно, потому что события, с этим связанные, представляет в каком-то перемешанном и намеренно искаженном виде Септуагинта. Ее история следующая. В третьем веке до Р.Х. евреи перевели Тору на греческий язык по заказу греческого царя Птолемея Филадельфа, который заказ они сами же и организовали. Зачем? Чтобы таким образом усилить идеологическое влияние иудеев на эллинов. 70 иудейских мудрецов – греческое название Септуагинта и означает: перевод семидесяти – сделали переложение Торы такого вида, какой потом вошел в христианскую Библию как ее завет Ветхий. И уж, наверное, постарались они духовные достижения иевусеев преуменьшить, а преувеличить – собственного народа.

 

 



[1] «И взял Давид венец царя их с головы его, и возложил на свою, и вынес из города добычи он очень много. Народ же, который был в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так поступил он со всеми городами» (2Цар 12:31).

[2] Согласно учению Звездосчет 7 есть число догмата, вероучения.

[3] Ривка Нир, От Иевусейского города к столице Израиля, 1997.

[4] Карен Армстронг, Иерусалим: Один город, три религии, «Альпина Диджитал» 1997.

[5] Там же.

Рекомендуем × +

Комментарии