Иевусейский завет: Псалтырь
Иевусейский
завет: Псалтырь
Ни для кого не секрет, что Ветхий завет представлен
писаниями, в основном, иудейскими. Однако Псалтырь есть НЕИУДЕЙСКАЯ книга в его
составе, как и еще несколько ветхозаветных книг. Псалтырь есть книга и вообще
даже не еврейская, т.к. большинство
псалмов написаны не евреями. О происхождении основного корпуса того, что
принято называть нынче «псалмы Давидовы», кратко говорится в моей книге «Вечный покой». Здесь
же скажу подробней.
Псалтырь считается одной из наиболее древних книг Ветхого
завета. Псалмопевец Давид, завоевавший Иерусалим, град Божий, основанный
древнеславянским племенем иевусеев (иерусеев, ерусов – о них см. в книгах Михаила
Новикова-Новгородцева), - раскаивался в содеянном.
Знаменитое «покаяние Давидово» имело, на самом деле, предметом своим не то, что соблазнил он жену военачальника своего, и точно уже не то, что совершить пожелал он перепись населения. Давид почувствовал жгучее раскаяние, когда открылось ему, что, захватив Град Божий оружием, он совершил не иное, как первое СВЯТОТАТСТВО в истории человечества.
Но как же сие открыться могло чудовищу[1], каким
был, до преображения своего, Давид? Начало преображения было положено чудом об
избиении Давидова воинства. «…послал Господь язву на Израильтян от утра до
назначенного времени; и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч[2] человек. И
простер Ангел руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его; но Господь пожалел
о бедствии и сказал Ангелу, поражавшему народ: довольно, теперь опусти руку
твою. Ангел же Господень был тогда у гумна Орны Иевусеянина. И сказал Давид
Господу, когда увидел он Ангела, поражавшего народ, говоря: вот, я согрешил, я
поступил беззаконно; а эти… что сделали они? пусть же рука Твоя обратится на
меня и на дом отца моего. И пришел в тот день к Давиду пророк и сказал ему:
иди, поставь жертвенник Господу на гумне Орны Иевусеянина. И пошел Давид [и он
сделал], как повелел Господь» (2Цар 15-19).
Теперь считается, будто б Ангел сократил столь серьезно
численность еврейского населения за грех… переписи этого самого населения, во
времена Давида предпринятой. Против такой версии встает целый ряд вопросов.
С чего вдруг перепись – грех? Или это как в мультике «он
меня сосчитал»? В законе иудейском, конечно, много чего вменяется в грех не
пойми почему, но даже и в нем – ни звука о греховности переписи. Евреев до
Давида сосчитал Моисей (Числ 1:2–46; 26:2–62). После Давида – Ездра пересчитал
их по завершении пленения вавилонского (Езд 8:1-14). После Ездры царь Ирод
произвел перепись еврейского населения по велению императора Августа (Лк 2:5).
И никакие ангелы с мечом не слетались тогда почему-то карать их за это
усекновением числа подданных.
Но, главное, почему избивавший Давидовых ЕВРЕЕВ «Ангел
Господень был тогда у гумна Орны ИЕВУСЕЯНИНА» именно? И почему потом еврейский
царь ВЫКУПИЛ(!) это гумно у этого иевусеянина, то есть у представителя
побежденного народа, а не просто отнял по принципу «горе побежденным»? Давид
что, пылал гуманизмом в отношении к побежденным народам? Напротив: «И взял
Давид венец царя их с головы его, а в нем было золота талант и драгоценный
камень, - и возложил его Давид на свою голову, и вынес из города добычи он
очень много. Народ же, который был в нем, он вывел и положил их под пилы, под
железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так
поступил он со всеми городами» (2Цар 12:31).
Но – за исключением Града Божьего. «Но Иевусеев, жителей
Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому Иевусеи живут с сынами Иуды
в Иерусалиме даже до сего дня» (Нав 15:63). И столь большое значение придает
этому Библия, что повторено то же самое и в другой ее книге: «Но Иевусеев,
которые жили в Иерусалиме, не изгнали сыны Вениаминовы, и живут Иевусеи с
сынами Вениамина в Иерусалиме до сего дня» (Суд 1:21). А когда бы не так, суд
Божий совершился полностью над всеми коленами народа, посмевшего поднять меч на
Град Божий, и евреи бы просто перестали существовать как народ.
Еврейский историк пишет: «Из описания приобретения участка
земли у Орны-иевусея (см. Книга Царств II, 24:17-25) можно заключить, что
население Иерусалима не было уничтожено. Более того, последний иевусейский
царь, Орна, продолжал жить в городе под покровительством нового царя и даже
владел земельными угодьями на горе Сион. Среди иевусеев-жителей города,
переживших его захват Давидом, можно упомянуть Урию-хеттеянина (иевусея из
хеттов), военачальника, который служил в армии Давида и имел дом в Иерусалиме».[3] Иевусеи
сохранили в Иерусалиме свой храм, куда, согласно преданию Северной Традиции,
как раз и была введена тысячелетие спустя Дева Мария.
Английский историк дополняет: «Иерусалим при Давиде стал
местом взаимодействия иевусейской и израильской традиций. Так, «Орна
иевусеянин» – последний иевусейский царь – продолжал владеть земельным участком
за пределами городских стен на гребне горы Сион. Давид сохранил и иевусейских
чиновников. К тому времени в городах-государствах Ханаана уже несколько сотен
лет существовала развитая бюрократия – политическая и финансовая, – тогда как
иудеи и израильтяне из нагорных районов не имели ни опыта, ни знаний,
необходимых для управления городом-государством будучи в подавляющем
большинстве вообще неграмотны… Некоторые чиновники Соломона носили несемитские
имена (3Цар 4:3), и нет почти никакого сомнения, что Давид взял себе регулярную
армию иевусеев. Именно таково происхождение упоминаемых в Библии «хелефеев и
фелефеев», т. е. критян и филистимлян – наемников, составлявших личную гвардию
царя. Так что Иерусалим остался иевусейским городом – приход Давида практически
не изменил его лицо. Новое название «Ир Давид» так и не прижилось, люди
продолжали употреблять старые названия – Иерусалим и Сион.
Она же обращает внимание: «Навин разрушал алтари иевусеев и
растаптывал их святыни. Про Давида же нигде не говорится, чтобы он как-либо
препятствовал отправлению местного религиозного культа. Напротив, он даже
стремился перенять верования и обрядность иевусеев. Давид похож на Авраама
уважительным отношением к вере народа, на землю которого пришел».[4] А его сын
Соломон от иевусейки Вирсавии (то есть на половину иевусей) вообще почти полностью
отверг иудаизм, за что и проклинал его потом насадитель Второзакония скопец
Неемия.
Карен Армстронг продолжает: «Иевусеями могли быть и другие
известные жители Иерусалима, занявшие впоследствии важное место в иудейской
традиции. Один из них – пророк Натан (Нафан). Библия подробно рассказывает о
происхождении каждого пророка, но Натан – исключение: не указано даже имя его
отца (Ahlström, 1961; Clements, 1965, p. 58). Возможно, Натан был советником
иевусейского царя, и если так, то он оказался очень полезен Давиду как
посредник в отношениях с его новыми иевусейскими подданными… Можно
предположить, что из иевусеев происходил и первосвященник Иерусалима Цадок
(Садок), хотя в прошлом это яростно оспаривалось (Rowley, 1967, p. 73;
Clements, 1965, pp. 42–43; de Vaux, 1961, pp. 114, 311)… а все же его имя –
иевусейского происхождения. В 1-й книге Паралипоменон приводится безупречная
родословная Цадока, восходящая к Аарону, – правда, в ней на пять поколений
больше, чем должно было пройти от Аарона до Давида (1 Пар 6). Может статься,
Хронист добавил в родословную первосвященника его иевусейских предков. Смещение
верховного служителя Бога Всевышнего наверняка оттолкнуло бы местное
иевусейское население. Вот и был им оставлен Цадок. А чтобы удовлетворить
израильтян, Давид назначил второго священника – Эвиатара (Авиафара), потомка
старинного священнического рода из Шило. Эвиатар служил наравне с Цадоком –
правда, он недолго продержался после смерти Давида, и первосвященником
Иерусалима стал Цадок. И все же два священнослужителя, израильский и
иевусейский, в добром согласии совершающие обряды, олицетворяли мирное
сосуществование двух народов, к которому стремился Давид, демонстрируя свои
симпатии к местным традициям, и многие старинные обряды иевусеев на горе Сион
гармонично влились в Иерусалиме в принесенный израильтянами культ».[5]
Итак, чтобы умилостивить Бога Всевышнего, от гнева которого
бог Яхве не смог защитить евреев, царь евреев Давид обещал царю иевусеев Орне:
сохранить жизнь иевусеям, выжившим во время захвата евреями Града Божьего; не
препятствовать всем поколениям потомков этих иевусеев жить в Иерусалиме;
сохранить иевусейский храм и священство по чину Мелхиседекову; совершать
богослужение Богу Всевышнему по иевусейской книге Псалтырь. Давид и сам начал
петь эти иевусейские псалмы и каялся, проникаясь ими, и так постепенно
преобразился он из царя-чудовища в кроткого царя-псалмопевца.
Вот потому и содержит Псалтырь целый ряд богословских
положений, с иудаизмом не совместимых. О «священнике вовек по чину Мелхиседекову»
(Пс 109:4), когда иудаизм признает лишь одно священство – по чину Ааронову.
«Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд» (81:1), а иудеи считают
реально существующим лишь одного бога – своего Яхве. «Спаситель наш, упование
всех концов земли» (Пс 64:6), а иудеи считают, что лишь они могут уповать –
единственный на всей земле народ «избранный». И много еще чего противоречащего
иудаизму сказывает Псалтырь…
Почему же так мало ведомо кому в наше время, что большинству
псалмов научил еврейского царя Давида иевусейский царь Орна? Возможно, потому
что события, с этим связанные, представляет в каком-то перемешанном и намеренно
искаженном виде Септуагинта. Ее история следующая. В третьем веке до Р.Х. евреи
перевели Тору на греческий язык по заказу греческого царя Птолемея Филадельфа,
который заказ они сами же и организовали. Зачем? Чтобы таким образом усилить
идеологическое влияние иудеев на эллинов. 70 иудейских мудрецов – греческое
название Септуагинта и означает: перевод семидесяти – сделали переложение
Торы такого вида, какой потом вошел в христианскую Библию как ее завет Ветхий.
И уж, наверное, постарались они духовные достижения иевусеев преуменьшить, а
преувеличить – собственного народа.
[1] «И взял
Давид венец царя их с головы его, и возложил на свою, и вынес из города добычи он
очень много. Народ же, который был в нем, он вывел и положил их под пилы, под
железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так
поступил он со всеми городами» (2Цар 12:31).
[2] Согласно
учению Звездосчет
7 есть число догмата, вероучения.
[3] Ривка
Нир, От Иевусейского города к столице Израиля, 1997.
[4] Карен Армстронг,
Иерусалим: Один город, три религии, «Альпина Диджитал» 1997.
[5] Там же.
Комментарии
Отправить комментарий