Добиблейский Человек-Рыба
Иоанн и Оаннес
Отец Иоанна Предтечи - Захария - назвал своего первенца в честь Иавана, сын Иафета, то есть нееврейским именем, нарушив иудейский закон.
За что и претерпел мученическую смерть от служителей чина ааронова.
А кто еще был носитель имени Иоанн, ангелом преднареченного
Крестителю, в ДОБИБЛЕЙСКИЕ времена? В честь кого нарек Иафет сына своего, внука
Ноева? (А Ной был создатель великой «рыбы»: ковчега.)
Русская Северная Традиция сохранила, что Иаван Иафетович был
именован в честь Вана (он же Яван, Иаван, Оаннес), который известен как
ЧЕЛОВЕК-РЫБА благодаря шумерскому, хеттскому, вавилонскому эпосам.
Ван вышел из вод и принес в
Месопотамию чин, который впоследствии стал известен как Мелхиседеков. Это был
наидревнейший на Планете чин Сифов – Ариев[1] (кстати, слово «ковчег» по-гречески звучит
как «панарий»). В начале чин утвердился в междуречье Тигра и Евфрата, откуда
потом и распространился до берегов морей Средиземного и Красного.
Книга Бытия называет
среди четырех рек, что текли в Эдеме, Хиддекель
(Тигр), Евфрат и Гихон. Многие отождествляют последнюю с источником Гихон
(Тихон) в Иерусалиме. И полагают поэтому, что библейский «рай на востоке» (Быт
2:8) имел окраинами своими Иерусалим и Месопотамию.
Ван. Так именно произносили шумеры
имя легендарного человека-рыбы своих преданий, который появился из вод «в год
первый». Варианты-диалекты: Яван, Иван, Иаван, Оан и Оаннес (греческая
огласовка и окончание).
Божественная природа Вана[2]
утверждается мифологиями шумеров, хеттов, вавилонской, халдеев. Как и
древнерусскими сказами.
Приведем одно из таких древнерусских сказаний в передаче
причетницы (народной сказительницы) Прабки Варвары, записанное Юрием
Миролюбовым: «Когда царь Сварог уплыл в первый раз искать Игипету, то приказал воеводе
Яношу сшить из кожи одежду, на которую нашить распиленные на кольца копыта
плотно, как чешую.[3]
Когда царский чёлн зашел на большую реку, царь приказал Яношу зайти в воду и набросить
на кол веревку, чтобы причалить. Люди той земли, видя Яноша, его узнали, кричали:
"Янош! Янош!" А между тем, как Янош выходил из воды, она стекала с
костяных чешуй панциря его, и он был собой как рыба» (Славянские веды. М., 2002.
С. 345).
В народной передаче канва события, разумеется, упростилась
предельно. Да и Яван превратился сначала в Явноша, а потом и Яноша. И все ж
нельзя не приметить: сказ этот о человеке-рыбе, служителе Сварога, –отголосок события, положившего начало шумерской цивилизации, о
котором повествует Берос в книге «Вавилоника, речи Вана», написанной приблизительно
в 350 году до Р.Х.: «В первый год (т.е. в 5508 до Р.Х.) вышел из Красного моря
– в месте, что вблизи Вавилонии – человек-рыба именем Ван. И тело у него было
рыбье, и оглавие рыбье. А голова, руки, ноги и голос – человеческие. Его
изображение сохраняется до сих пор. Ван этот говорил с людьми днями напролет, и
притом постился (по этому же чину постился, крестя в воде, Иоанн Предтеча –
примечание Д.Л.). И научил нас так рунам, числам, градостроительству. Как и
вообще владению искусствами различного рода… Так что ничего с того времени уже не
было изобретено лучшего»!
Примечательно, как интерпретирует Леонард Вулли в книге
своей «Ур халдейский» это место из Бероса: «Шумерская легенда повествует о расе
неких людей-рыб. Под предводительством некоего Оанна они вышли из волн Персидского
залива (а с ним тогда был соединен Каспий) и поселились в городах Шумера, и научили
людей писать, а также возделывать землю и обрабатывать металлы».
Меток сделанный Вулли акцент на обработке металлов. Известно
ли ему было, что древнерусское имя Сварог означает не просто Творца вообще, но Кузнеца именно?
А сказы той же Прабки Варвары (и не они только) позволяют
видеть: молот и кузнечные клещи почитались как, именно, божественные атрибуты
Сварога.
А знаком этого первоверховного божества был крест. Сварога означала не только
свастика, то есть крест глаголический, но и обыкновенный, как равнодействующая
разнонаправленных свастик. (А также означал Кузнеца Вселенной и косой крест,
который – особенно в начертании славянском исконном - подобен кузнечным клещам
раскрытым).
Поэтому-то Оаннес, человек-рыба, служитель Сварога, -
изображен в митре, крестом увенчанной (выглядящей почти в точности, как оглавие
православных митрополитов). «Изображение его сохраняется до сих пор», говорит
Берос. Едва ли он имеет в виду иное, чем храмовый рельеф седьмого века до Р.Х.
из ассирийского города Дур-Шаррукин. Это произведение античного искусства
известно современной науке. Наличие креста на оглавии божества позволило
идентифицировать культ Оаннеса как, именно, солнечный.
Добавим, правильность вывода о солярной (солнечной) природе
культа человека-рыбы подтверждает не только крест. Оаннес ведь, согласно
шумерскому эпосу, выходил из вод на рассвете, подобно солнцу, и он светил
(просвещал) – проповедовал – в течение дня, а на закате заходил - погружался[4] - в море
и в нем скрывался, на следующее же утро восходил из вод к людям вновь, как
будто рождаясь заново.
И вот в его честь был назван Иаван Иафетович, а потом –
Иоанн Креститель. Последний родился в день летнего солнцестояния, то есть
максимального солнца. Поэтому некоторые воспринимали его как даже и большее,
чем только ПРЕДТЕЧУ Света. Так что Иоанну Богослову пришлось и оговориться
даже: «Он не был Свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» (Ин
1:8).
Свет же – Христос - говорил о действе, какое свершал
Предтеча: «Если кто не родится от воды и Духа - не может войти в Царство Божие»
(Ин 3:5). Спаситель это говорил Никодиму, и потому прибавил: «Истинно говорю
тебе: ты, учитель Израилев, - этого не знаешь… Мы [чин Мелхиседеков] говорим о том,
что мы знаем, а вы [чин Ааронов] свидетельства нашего не принимаете» (Ин
3:10,11). Ибо лишь Израиль из всех народов отвергся чина Мелхиседекова и
перестал принимать за истину свидетельства от него.
Христос не только речениями, но и чудесами свидетельствовал
о Своем чине, коий вовек[5] (а не -
имеет начало и конец, как чин Ааронов). Поэтому столь многие чудеса Спасителя –
о воде и рыбах.
Они являются знаками чина, что восходит к Оаннесу и древнее
Оаннеса. Христовы чудеса вообще все ЗНАКОВЫ и поэтому могут рассматриваться как
ПРОПОВЕДЬ. Это великая тема и она затрагивается в моей только что изданной
книге «Полюсабиблейских чудес». И ей же полностью посвящена книга, готовящаяся сейчас к
изданию: «Проповедь чудесами».
Одно из ряда чудес о рыбах произошло, когда Христос
проповедовал, стоя в лодке. Рыбачью плоскодонку, заметим, и до сих пор называют
«скиф». Практически во всех странах. Серьезно увлекающимся рыбалкой это слово
известно в таком значении.
Плоскодонку изобрели в незапамятной древности северные
поморы. Или даже их предки: бармины.[6] Плоское
дно позволяло лодке ходить под парусом не только лишь по воде: моряки Скифского
(Ледовитого) океана преодолевали в такой и пространства ровного льда, недавно
схватившегося, и так не застревали в ледяном тупике,
а вновь достигали воды свободной. Понятно, что подобная навигация (судонь
по-древнерусски) на грани чуда по плечу лишь таким, кто не только искусен в
труде поморском, но также и верой тверд!
Кстати, о равноапостольном Константине (который был родом
скиф) сохранилось на тему труда и веры предание. (Ее упоминает в проповедях
архимандрит Мелхиседек.) Видит Константин однажды монаха, который рыбачит в
скифе, на веслах коего надписи: на одном «труд», на другом «молитва». Император
и спрашивает: понимаю, что на весле написано «труд», но зачем на весле «молитва»?
Монах пригласил императора сесть в лодку, отплыл, вытащил весло, на котором
было написано «молитва» и говорит ему: греби! Венценосец начал грести одним
веслом, на котором было написано «труд», и лодка стала крутиться по кругу, но с
места не сдвинулась. Потом он взял весло со словом «молитва» и опять лодка
крутилась на одном месте. Когда же он стал грести двумя веслами, лодка поплыла,
куда нужно!
Лодка по-латински: navi. Обратное прочтение дает имя Иван. Значение
подобных совпадений не стоит, понятно, переоценивать, но и боязнь поминать их
едва ли способствовала бы всестороннему раскрытию темы. Это дело читателя,
какие стороны сочтет он полезными для себя и которые – несерьезными.
Шумеры называли Вана (Иван, Оаннес) человеком-рыбой, а лодку
иносказательно называли они… человеческой рыбой. Исконные рыбаки, шумеры имели
множество присказок, загадок, поговорок о лодке. А из работ переводчика Валеры
Иванова (Минск, 2013) можно заметить: они почитали лодку не просто средством
передвижения по воде, но – имеющей душу.
С первых же веков христианства лодка (корабль) стала
символом церкви. В поморских (и не только) старообрядческих толках и по сие
время вместо слова «приход» говорят «корабль».
Нынче, кажется, лишь Русская Северная Традиция помнит о
преемственности Ван (Оаннес) – Йаван (Иаван Иафетович) – Мелхиседек (царь-священник)
– Иоанн (Креститель) – Христос, понимая сию
преемственность как единое течение вечного чина Мелхиседекова. А ведь
отнюдь не нам только известны знаки, свидетельствующие
оную.
Почему Христос крестился от Иоанна? Потому что таким образом
Он благословил чин Мелхиседеков, который в Средиземноморье принес Оаннес и
который много древней, чем даже Оаннес. О наиболее глубоких на этой Планете
корнях действа, которое совершал Иоанн Креститель, рассказывает книга Лады
Виольевой «Купальский сказ»[7].
В первые века иносказательным именем Христа было ИХТИС. То
есть «рыба» по-гречески. Что понималось как акроним полного величального имени
Христа: Ισουσ Χρηστοσ Θεoυ Υιoς Σωτηρ - Иисус Христос Божий Сын Спаситель –
начальные буквы греческих этих слов складываются в ΙΧΘΥΣ. Наверное, можно было
придумать и другие акронимы, но ранним христианам важно было подчеркнуть
символику чина Мелхиседекова. Рыбы играли в ней центральную роль еще до времен
Оаннеса.
Известна раннехристианская эфесская надпись ИХТИС, рядом с
которой изображен знак чина Мелхиседекова (он же знак вечности, покоя, эфира
как всеприсутствия; такой можно видеть на сунгирских украшениях
кроманьонцев).
Первым из чудес, которые совершил Христос, было превращение
воды в вино. Он показал этим как связность таинств крещения и причастия, так и
глубину корней чина. Символикой этого чуда проникся Тертуллиан, который писал в
III веке об этой глубине-связности: «Мы, маленькие рыбки, рождаемся в воде [крещаемся],
подобно нашей Рыбе - Христу, и, лишь оставаясь в воде [причащаясь], будем спасены»
(Tertull. De bapt. 1).
Рыбой же – причем Рыбой живой воды – называет Христа и
святитель Павлин Милостивый, епископ Ноланский: «Пятью хлебами и двумя рыбами насытил
народ Христос, будучи Сам истинным Хлебом и Рыбой живой воды» (Paul. Nol. Ep. 13.
11; ср.: Engemann. 1969. Sp. 1032-1034).
Об этом и сюжет средневековой древнерусской миниатюры из
Хлудовской Псалтири XI века «Тайная вечеря».
Известен также сюжет античных мозаик: рыба, несущая хлеб и
вино. Большинство таких изображений датируются раннехристианским периодом. Но
некоторые созданы еще во времена до Р.Х. Правы считающие, что эти последние
представляют аллегорическое изображение Мелхиседека. Ибо восстановленный
Христом чин причастия хлебом и вином – это чин Мелхиседеков. Библия говорит: «Мелхиседек,
царь Салимский, вынес хлеб и вино - он был священник Бога Всевышнего» (Быт
14:18). Причем предание сохранило, что выносил он их через ворота Града Божия северные,
бывшие тогда главными, а назывались эти ворота РЫБНЫМИ. Рыбные ворота
Иерусалима четырежды помянуты в Библии.
Символом учеников Иоанна, Предтечи Христова, крестившего в
воде, была рыба - она же стала и символом учеников самого Христа. Апостолы –
ученики Христа – были, в основном, рыбаками. Из Евангелий можно видеть: Христос
нередко научает об апостольской деятельности в образах рыбной ловли. Христиане
первых веков называли благовестников, иносказательно, рыбаками – столь часто,
что с тех времен сохранилась даже и поговорка о несущих Благую Весть: «рыбаки
превыше философов».
Подобная символика прослеживается и у некоторых из учеников
апостольских. Святой Климент Римский, ученик первоверховного апостола Петра,
был сослан в Херсонес Таврический, где нашел более двух тысяч христиан и
сделался епископом тавроскифов. Он основал в Крыму более семидесяти церквей.
Примечателен характер мученической кончины Климента. Казни последователям
Христа подбирались не только мучительные, но и глумливые, и вот: называвший
себя последователем учения «Рыбы и рыбаков» - утоплен в море, на
глубине, причем к его шее был привязан тяжелый якорь. Однако Бог явил чудо:
мощи святого были обнаружены в подводной пещере, которую открывал прилив. Эту
пещеру стали называть Морской Церковью. Мощи уходили под воду и вновь являлись
нетленными, как Оаннес. О том говорит знаменитая русская Голубиная (Глубинная)
книга:
«Почему океан всем морям мати?
Посреди моря океанского
Выходила церковь соборная,
Соборная, богомольная,
Святого Климента, попа Римского…
Из той из церкви из соборной,
Из соборной, из богомольной,
Выходила Царица Небесная;
Из океана-моря она омывалася,
На собор-церковь она Богу молилася,-
От того океан всем морям мати…
На трех рыбах земля основана».
Раннехристианским
символом Пресвятой Троицы были три рыбы, переплетенные
меж собой.
Согласно учению Звездосчет[8], которое
хранит Русская Северная Традиция, число ТРИ соответствует зодиакальному знаку
Рыб.
Считается, что астрологическая эпоха Рыб наступила в первый
год от Р.Х., то есть одновременно с тем, как Христос родился.
[1]
Библейский Сиф есть Арий Гиперборейский. Авель символизирует арктов. Каин –
атлантов. Подробней в книге «Арий Гиперборейский».
[2] Боги
Ваны, согласно скандинавскому эпосу, в первый год от начала мира жили в
северном Причерноморье к западу от реки Ван (Дон). Павел Шафарик доказал в
книге «Славянские древности» (М., 1847), что это земля Вантит, которую населяли
вятичи (они же венеды). Скандинавы до сих пор зовут русских: вене (ваны).
[3] О
«костобоких», облаченных в такие панцири, говорит не раз Велесова книга.
[4] Согласно
православному чину, во время крещения необходимо именно ПОГРУЖЕНИЕ в воду, а не
поливание водой. Поэтому православные насмешливо называют католиков
обливанцами.
[5] «Ибо засвидетельствовано:
Ты священник ВОВЕК - по чину Мелхиседекову» (Евр 7:17).
Комментарии
Отправить комментарий